К концу 1939 года дрейф льдов увлек "Седова" далеко на запад.
После долгого спокойствия 3 декабря вблизи судна началось торошение. Невдалеке от борта черной змейкой по льду пробежала трещина. Она прошла через снежный домик, построенный для гидрологических работ. Ширина трещины была незначительной — около 10 сантиметров, но огромное ледяное поле раскололось. При первом же изменении направления и силы ветра могло начаться торошение льда у самого борта корабля. Так и произошло…
Спустя несколько дней к району дрейфа добрался циклон. Ветер штормовой силы раздвинул льды. Небольшая трещина превратилась в широкую реку. Потом началось сжатие. Стал ломаться молодой лед на разводьях, поползли друг на друга громоздкие глыбы старого льда. Снова экипаж стал готовиться к борьбе. Но… ледяной вал остановился в нескольких метрах от судна.
Темнота не позволяла судить о состоянии льда в окрестностях корабля. Моряки пошли на разведку и обнаружили многочисленные разводья и трещины.
"Седов" теперь дрейфовал на юг. Он попал в зону того мощного течения, которое несло к югу и льдину папанинцев. Через пролив между Гренландией и Шпицбергеном это течение выносит паковые льды Северного Ледовитого океана..
Тем временем к южной кромке льдов подошел прославленный бот "Мурманец". Еще 18 ноября он вышел из Мурманска в Гренландское море для ледовой разведки, а 4 декабря почти у 80-й параллели обследовал границу льдов.
15 декабря, по заданию правительства СССР, из Мурманска в помощь "Седову" вышел флагманский корабль арктического флота — линейный ледокол "Иосиф Сталин". Экспедицию возглавил начальник Главсевморпути Герой Советского Союза И. Д. Папанин. Корабль вел капитан М. П. Белоусов.
В Баренцевом море ледокол "Иосиф Сталин" попал в сильнейший шторм. На корабль обрушивались огромные валы. Тяжелое испытание ледокол выдержал блестяще. В дни борьбы со штормом экипаж работал на палубе под непрерывными ударами волн. Одежда быстро обледеневала. Все покрылось толстым слоем льда. Люди скалывали его, крепили грузы.
22 декабря ледокол миновал южную оконечность Шпицбергена и вышел в Гренландское море, а спустя два дня поднялся до 80-й параллели, где встретил льды.
Флагманский корабль сравнительно легко прошел еще 30 миль и остановился на 80 градусе 32 минуте северной широты. До "Седова" оставалось 84 мили. Однако на пути к нему лежали тяжелые, сплошные льды; толщина их достигала 2–2 1/2 метров.
Седовцы готовились к выходу из ледового плена. Боцман Буторин с командой крепил грузы и все палубное "хозяйство". Механики и машинисты подготовляли к пуску судовые механизмы.
21 декабря экипаж "Седова" торжественно отпраздновал шестидесятилетие со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина. Экипаж с небывалым воодушевлением отправил приветственную телеграмму тому, чью отеческую заботу и внимание ощущал в течение всего дрейфа.
Льды уже вынесли корабль в Гренландское море. С каждым днем увеличивалась скорость дрейфа. Всё чаще беспокойно двигались льды вокруг судна. Часть аварийного груза была перенесена на борт корабля. На льду остался только месячный запас продовольствия.
Ускорение дрейфа сказывалось на научных работах. Труднее стало брать гидрологические станции. Несмотря на обилие работы в машинном отделении и на палубе, научные исследования продолжались. Только в последние дни пришлось прекратить магнитные наблюдения: вблизи корабля их выполнять нельзя из-за близости больших масс железа, а отходить на 300–400 метров при постоянной подвижке льдов было рискованно.
На "Седове" возобновилась работа кочегарки. Топки были потушены еще осенью 1938 г., после ухода "Ермака". Теперь в малом вспомогательном котле подняли пар, и клубы дыма вырвались из труб "Седова". Включили паровое отопление. Освободили от льда кингстоны.
Новый — 1940 год седовцы встретили на 81 градусе 15 минуте северной широты. Спустя два дня они пересекли 81-ю параллель, и в 14 часов 3 января, во время очередного радиоразговора с Папаниным и Белоусовым, капитан Бадигин сообщил:
— Видим вас на юго-востоке. Для того чтобы лучше убедиться, хорошо бы поставить на две-три минуты прожектор вертикально.
Капитан Белоусов ответил:
— Константин Сергеевич, будем идти только вперед, назад возвращаться не будем. Лед очень тяжелый, с удара прохожу три-четыре метра, винты заклинивает. Возьму немного к западу. Прожекторы зажгутся.
В 15 часов 30 минут Бадигин сообщил:
— Прожектор видно ясно, совершенно ясно, на юго-востоке. Через полчаса подготовим свое освещение. Желаю успеха.
"Седов" был совсем близко.
Сильные южные ветры задержали встречу кораблей. За трое суток льды, а вместе с ними и суда были отброшены на 28 миль к северу. В высоких широтах неожиданно потеплело, пошел дождь. Таково непостоянство Арктики!.. В тот день, когда на 81-й параллели термометр отметил почти 2 градуса тепла в Москве стоял 35-градусный мороз.
Расстояние между судами постепенно сокращалось. Как только в толще льдов открывалась хотя бы небольшая трещина, ледокол "И. Сталин" возобновлял продвижение к героическому "Седову". Арктический линкор крушил льды, пробивал перемычки, раскалывал ледяные поля, в которых с первого взгляда трудно было обнаружить какую-либо слабину.
Седовцы ясно видели огни "И. Сталина". С волнением следили они за этими родными огоньками. Оттуда, с борта флагманского корабля, с Бадигиным, Трофимовым, Полянским часто беседовал по радио Иван Дмитриевич Папанин. Он рассказывал о нетерпении, с каким моряки "И. Сталина" ждут встречи…
Льды упорно сопротивлялись наступлению ледокола. Несколько дней корабль вынужден был стоять без движения. Дважды с борта "И. Сталина" отправлялись пешие партии на ледовую разведку. Одну из них возглавлял Папанин, другую — Белоусов. Обследовав окружающие льды, они не нашли прохода для корабля.
Только 11 января изменилось направление ветра. Свирепый, порывистый норд снова погнал льды на юг, разъединяя сплоченные поля. Уже на следующий день седовцы услышали где-то вблизи шум морского прибоя: волны Гренландского моря бились о кромку льдов…
На судне у седовцев кипела работа. Моряки очистили палубу, проверили механизмы и навигационные приборы, подготовили помещения для товарищей с ледокола "И. Сталин", которые должны были перейти к ним на судно. "Все так увлечены работой, что мне пришлось в специальном порядке запретить работать больше восьми часов", — сообщил Бадигин в одном из радиоразговоров.
Так наступил памятный день 13 января 1940 года.
Утром "И. Сталин" ринулся на штурм последних ледовых миль, отделявших его от "Седова". Падал снег. Сквозь мглу полярной ночи моряки флагманского ледокола видели то разгоравшиеся, то снова угасавшие огни дрейфующего корабля. Около полудня можно было уже различить контуры "Седова". В небо взвились ракеты, и по старой морской традиции команда ледокола приветствовала гудками своих товарищей — героев, с честью и славой пронесших великое сталинское знамя через все испытания легендарного дрейфа.
В 12 часов 07 минут корабли соединились.
Да здравствует великий товарищ Сталин! Да здравствует родина! — неслись радостные возгласы с борта "Седова".
Да здравствует наш родной, любимый Иосиф Виссарионович Сталин! — провозгласил Папанин.
Долго над просторами Арктики гремело могучее "ура".
Распростертыми объятиями встретили моряки "И. Сталина" пятнадцать мужественных сынов родины, поднявшихся на борт флагманского корабля. Папанин открыл летучий митинг. Выражая чувства всей страны, он приветствовал дорогих друзей, говорил о славе советского народа, о его замечательных патриотах, о победах великой партии Ленина — Сталина. Затем выступал Бадигин. От всего сердца он благодарил родину, партию, правительство, товарища Сталина.
С борта флагманского ледокола в Москву, в Кремль, были посланы телеграммы:
"Москва, ЦК ВКП(б)~ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ СНК СССР — ТОВАРИЩУ МОЛОТОВУ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВАШЕГО ЗАДАНИЯ ПО ВЫВОДУ ИЗ ЛЬДОВ ГРЕНЛАНДСКОГО МОРЯ ДРЕЙФУЮЩЕГО ЛЕДОКОЛЬНОГО ПАРОХОДА "ГЕОРГИЙ СЕДОВ" ВЫПОЛНЕНА 13 ЯНВАРЯ 3940 ГОДА В 12 ЧАСОВ 07 МИНУТ ЛЕДОКОЛ "И. СТАЛИН" ПОДОШЕЛ К БОРТУ ЛЕДОКОЛЬНОГО ПАРОХОДА "ГЕОРГИЙ СЕДОВ". ВСЕ ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА ПАРОХОДА ЗДОРОВЫ. ПРИСТУПИЛ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВТОРОЙ ЧАСТИ ЗАДАНИЯ.
Начальник Главсевморпути при СНК СССР
И. ПАПАНИН".
"Москва, Кремль,
ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ
СЕГОДНЯ, 13 ЯНВАРЯ, В 12 ЧАСОВ 07 МИНУТ ФЛАГМАН АРКТИЧЕСКОГО ФЛОТА ЛЕДОКОЛ "ИОСИФ СТАЛИН" ВЫПОЛНЯЯ ЗАДАНИЕ ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА, ПОДОШЕЛ К БОРТУ НАШЕГО КОРАБЛЯ. ДРЕЙФ "СЕДОВА", ПРОДОЛЖАВШИЙСЯ 812 ДНЕЙ, ЗАКОНЧЕН
С ЧУВСТВОМ ВЕЛИЧАЙШЕЙ РАДОСТИ МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С СОВЕТСКИМИ ЛЮДЬМИ, КОТОРЫХ НАША ЛЮБИМАЯ РОДИНА, НАША ПАРТИЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЛИЧНО ВЫ ТОВАРИЩ СТАЛИН, ПОСЛАЛИ В ВЫСОКИЕ ШИРОТЫ АРКТИКИ, ЧТОБЫ ВЫРУЧИТЬ НАС ИЗ ЛЕДОВОГО ПЛЕНА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ДРЕЙФА МЫ ЧУВСТВОВАЛИ ПОСТОЯННУЮ ЗАБОТУ ВАШУ. ДОРОГОЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ. НИ НА ОДНУ МИНУТУ НАС НЕ ПОКИДАЛА УВЕРЕННОСТЬ В БЛАГОПОЛУЧНОМ ИСХОДЕ НАШЕГО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ. НАС НЕ СТРАШИЛИ НИКАКИЕ ОПАСНОСТИ, МЫ ЗНАЛИ, ЧТО ЗА НАМИ СТОИТ НАША МОГУЧАЯ РОДИНА. КОТОРАЯ В ЛЮБОЙ МИГ ПРИДЕТ К НАМ НА ПОМОЩЬ.
ВАШЕ ИМЯ, ТОВАРИЩ СТАЛИН, ВДОХНОВЛЯЛО НАС В САМЫЕ ТРУДНЫЕ МИНУТЫ, С ВАШИМ ИМЕНЕМ МЫ ШЛИ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛЮБЫХ ТРУДНОСТЕЙ И ПОБЕЖДАЛИ
ИХ. МЫ ВОЗВРАЩАЕМСЯ НА РОДИНУ НА СВОЕМ КОРАБЛЕ, КОТОРЫЙ СОХРАНЕН, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ УДАРЫ ЖЕСТОКОЙ СТИХНИ. МЫ ВОЗВРАЩАЕМСЯ НА БОЛЬШУЮ ЗЕМЛЮ, ПОЛНЫЕ СИЛ И ГОТОВНОСТИ РАБОТАТЬ НА БЛАГО РОДИНЫ, НА ПОЛЬЗУ НАШЕЙ НАУКИ, НА ПОЛЬЗУ НАШЕЙ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПАРТИИ, НЕ ЗНАЮЩЕЙ ПОРАЖЕНИЙ. ПЛАМЕННЫЙ ПРИВЕТ ВАМ И ВЕЛИКАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЗАБОТУ, РОДНОЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ!
Экипаж "Седова": БАДИГИН, МЕГЕР, ШАРЫПОВ, ГАМАНКОВ, БУТОРИН, ТРОФИМОВ, ПОЛЯНСКИЙ, ЕФРЕМОВ, БУЙНИЦКИЙ, АЛФЕРОВ, БЕКАСОВ, СОБОЛЕВСКИЙ, ГЕТМАН, ТОКАРЕВ, НЕДЗВЕЦКИЙ".
С радостью и удовлетворением советский народ узнал о победном завершении замечательного дрейфа. На другой день радио принесло отважным советским морякам приветствия товарищей Сталина и Молотова:
"Ледокол "Седов"
БАДИГИНУ ТРОФИМОВУ
КОМАНДЕ ЛЕДОКОЛА "СЕДОВ"
ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС И ВЕСЬ ЭКИПАЖ "СЕДОВ" С УСПЕШНЫМ ПРЕОДОЛЕНИЕМ ТРУДНОСТЕЙ ГЕРОИЧЕСКОГО ДРЕЙФА В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ.
ЖДЕМ ВАШЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ В МОСКВУ.
ГОРЯЧИЙ ПРИВЕТ!
И. СТАЛИН. В. МОЛОТОВ".
"Ледокол "И. Сталин"
ПАПАНИНУ
БЕЛОУСОВУ
КОМАНДЕ ЛЕДОКОЛА "И. СТАЛИН"
ПРИМИТЕ НАШУ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА БЛЕСТЯЩЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЗАДАНИЯ ПО ВЫВОДУ ЛЕДОКОЛА "СЕДОВ" ИЗ ЛЬДОВ ГРЕНЛАНДСКОГО МОРЯ. ГОРЯЧИЙ ПРИВЕТ!
И. СТАЛИН. В. МОЛОТОВ".
Счастливые и взволнованные, пятнадцать седовцев послали ответ:
"Москва, Кремль,
ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ ТОВАРИЩУ МОЛОТОВУ
НАМ ТРУДНО НАЙТИ СЛОВА, ЧТОБЫ ВЫРАЗИТЬ ВОЛНЕНИЕ, РАДОСТЬ И СЧАСТЬЕ, ПЕРЕПОЛНЯЮЩИЕ НАШИ СЕРДЦА СЕЙЧАС, КОГДА МЫ ПОЛУЧИЛИ ВАШЕ ТЕПЛОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ.
НИ НА ОДНУ МИНУТУ НАШЕГО ДРЕЙФА МЫ НЕ ТЕРЯЛИ УВЕРЕННОСТИ В ЕГО БЛАГОПОЛУЧНОМ ОКОНЧАНИИ, ИБО ЧУВСТВОВАЛИ ПОВСЕДНЕВНУЮ ЗАБОТУ О НАС ПАРТИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА И ВАШЕ ЛИЧНОЕ ВНИМАНИЕ, ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ И ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ. МЫ ТВЕРДО ЗНАЛИ, ЧТО СТРАНА, ПАРТИЯ, ТОВАРИЩ СТАЛИН НИКОГДА НЕ ОСТАВЯТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ, В КАКИХ БЫ ТРУДНЫХ УСЛОВИЯХ ОНИ НИ НАХОДИЛИСЬ, И МЫ РАБОТАЛИ СПОКОЙНО, ОТДАВАЯ ВСЕ СИЛЫ И ЗНАНИЯ ПОРУЧЕННОМУ НАМ ДЕЛУ, СТАРАЯСЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ОБОГАТИТЬ СОВЕТСКУЮ НАУКУ.
ВАШЕ ВНИМАНИЕ И ЗАБОТА ВООДУШЕВЛЯЮТ НАС НА НОВЫЕ ТРУДНЫЕ ДЕЛА ВО СЛАВУ НАШЕЙ ПРЕКРАСНОЙ РОДИНЫ, ВО ИМЯ ТОРЖЕСТВА КОММУНИЗМА.
ГОРЯЧО БЛАГОДАРИМ ВАС, ДОРОГИЕ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ И ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ, ЖЕЛАЕМ ДОЛГИХ, ДОЛГИХ ЛЕТ ЗДОРОВЬЯ И РАБОТЫ НА РАДОСТЬ И СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
По поручению экипажа ледокольного парохода
"Георгий Седов"
БАДИГИН ТРОФИМОВ".
В ответной телеграмме товарищам Сталину и Молотову, по поручению личного состава экспедиции на ледоколе "И. Сталин", И. Д. Папанин и М. П. Белоусов писали:
"… Коллектив арктического линкора, флагмана советского ледокольного флота, заверяет вас, вождя народов и главу советского правительства, что он готов к дальнейшим боям на ледовых рубежах нашей великой родины, готов к выполнению любого вашего задания, к любой работе на океанских и морских просторах Центрального Полярного бассейна".
Закончив все судовые работы, осмотр механизмов и перегрузку угля, ледокол "И. Сталин" и ледокольный пароход "Седов" двинулись к родным берегам.
Простыми, но волнующими словами сообщил Иван Дмитриевич Папанин о том, как пятнадцать героев покидали район, где закончился их дрейф… Экипаж "Седова" в полном составе, во главе с капитаном Бадигиным, сошел на лед. Моряки несли красный флаг, на котором крупными буквами было начертано: СТАЛИН. Ниже — указаны координаты последней стоянки "Седова" и даты, отмечающие начало и конец беспримерного дрейфа славного советского корабля:
23 ОКТЯБРЯ 1937 ГОДА — 13 ЯНВАРЯ 1940 ГОДА.
Седовцы остановились у высокого ропака. Бадигин водрузил флаг. Красное полотнище затрепетало на морозном ветре. Грянул салют.
… Корабли ушли на юг. Герои возвращаются на родину.